Рассказ учительницы: «Мне 23. Старшему из моих учеников 16. Я его боюсь. Я боюсь их всех»

Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. У неё успешный бизнес .

А вот в 90-х она восемь лет работала школьной учительницей в глухих дальневосточных деревнях.

«Дальний Восток. Каждая осень неземной красоты. Золотая тайга с густо-зелеными пятнами кедров и елей, черный дикий виноград, огненные кисти лимонника, упоительные запахи осеннего леса и грибы. Грибы растут полянами, как капуста на грядке, выбегаешь на полчаса за забор воинской части, возвращаешься с корзиной грибов. В Подмосковье природа женственна, а тут — воплощенная брутальность.

Разница огромна и необъяснима.

На Дальнем кусается все, что летает. Самые мелкие тварешки забираются под браслет часов и кусают так, что место укуса опухает на несколько дней. «Божья коровка, полети на небко», — не дальневосточная история. В конце августа уютные, пятнистые коровки собираются стаями как комары, атакуют квартиры, садятся на людей и тоже кусают. Эту гадость нельзя ни прихлопнуть, ни стряхнуть, коровка выпустит вонючую желтую жидкость, которая не отстирывается ничем. Божьих коровок я разлюбила в восемьдесят восьмом.

Вся кусачесть впадает в спячку в конце сентября, и до второй недели октября наступает рай на земле. Безоблачная в прямом и переносном смысле жизнь. На Дальнем Востоке всегда солнце — ливни и метели эпизодами, московской многодневной хмари не бывает никогда. Постоянное солнце и три недели сентябрьско-октябрьского рая безвозвратно и накрепко привязывают к Дальнему.

В начале октября на озерах мы празднуем День учителя. Я еду туда впервые. Тонкие перешейки песка между прозрачными озерами, молодые березы, чистое небо, черные шпалы и рельсы брошенной узкоколейки. Золото, синева, металл. Тишина, безветрие, теплое солнце, покой.

  • — Что здесь раньше было? Откуда узкоколейка?
  • — Это старые песчаные карьеры. Здесь были лагеря, — золото, синева и металл тут же меняются в настроении. Я хожу по песчаным перешейкам между отражений берез и ясного неба в чистой воде. Лагеря посреди березовых рощ. Умиротворяющие пейзажи из окон тюремных бараков. Заключенные выходили из лагерей и оставались в том же поселке, где жили их охранники. Потомки тех и других живут на одних улицах. Их внуки учатся в одной школе. Теперь я понимаю причину непримиримой вражды между некоторыми семьями местных.

В том же октябре меня уговорили на год взять классное руководство в восьмом классе. Двадцать пять лет назад дети учились десять лет. После восьмого из школ уходили те, кого не имело смысла учить дальше. Этот класс состоял из них почти целиком. Две трети учеников в лучшем случае попадут в ПТУ. В худшем — сразу на грязную работу и в вечерние школы. Мой класс сложный, дети неуправляемы, в сентябре от них отказался очередной классный руководитель. Директриса говорит, что, может быть, у меня получится с ними договориться. Всего один год. Если за год я их не брошу, в следующем сентябре мне дадут первый класс.

Мне двадцать три. Старшему из моих учеников, Ивану, шестнадцать. Два года в шестом классе, в перспективе — второй год в восьмом. Когда я первый раз вхожу в их класс, он встречает меня взглядом исподлобья. Дальний угол класса, задняя парта, широкоплечий большеголовый парень в грязной одежде со сбитыми руками и ледяными глазами. Я его боюсь.

Я боюсь их всех. Они опасаются Ивана. В прошлом году он в кровь избил одноклассника, выматерившего его мать. Они грубы, хамоваты, озлоблены, их не интересуют уроки. Они сожрали четверых классных руководителей, плевать хотели на записи в дневниках и вызовы родителей в школу. У половины класса родители не просыхают от самогона. «Никогда не повышай голос на детей. Если будешь уверена в том, что они тебе подчинятся, они обязательно подчинятся», — я держусь за слова старой учительницы и вхожу в класс как в клетку с тиграми, боясь сомневаться в том, что они подчинятся. Мои тигры грубят и пререкаются. Иван молча сидит на задней парте, опустив глаза в стол. Если ему что-то не нравится, тяжелый волчий взгляд останавливает неосторожного одноклассника.

Районо втемяшилось повысить воспитательную составляющую работы. Родители больше не отвечают за воспитание детей, это обязанность классного руководителя. Мы должны регулярно посещать семьи в воспитательных целях. У меня бездна поводов для визитов к их родителям — половину класса можно оставлять не на второй год, а на пожизненное обучение. Я иду проповедовать важность образования. В первой же семье натыкаюсь на недоумение. Зачем? В леспромхозе работяги получают больше, чем учителя. Я смотрю на пропитое лицо отца семейства, ободранные обои и не знаю, что сказать. Проповеди о высоком с хрустальным звоном рассыпаются в пыль. Действительно, зачем? Они живут так, как привыкли жить. Им не нужно другой жизни.

Дома моих учеников раскиданы на двенадцать километров. Общественного транспорта нет. Я таскаюсь по семьям. Визитам никто не рад — учитель в доме к жалобам и порке. Для того, чтобы рассказать о хорошем, по домам не ходят. Я хожу в один дом за другим. Прогнивший пол. Пьяный отец. Пьяная мать. Сыну стыдно, что мать пьяна. Грязные затхлые комнаты. Немытая посуда. Моим ученикам неловко, они хотели бы, чтобы я не видела их жизни. Я тоже хотела бы их не видеть. Меня накрывает тоска и безысходность. Через пятьдесят лет правнуки бывших заключенных и их охранников забудут причину генетической ненависти, но будут все так же подпирать падающие заборы слегами и жить в грязных, убогих домах. Никому отсюда не вырваться, даже если захотят. И они не хотят. Круг замкнулся.

Иван смотрит на меня исподлобья. Вокруг него на кровати среди грязных одеял и подушек сидят братья и сестры. Постельного белья нет и, судя по одеялам, никогда не было. Дети держатся в стороне от родителей и жмутся к Ивану. Шестеро. Иван старший. Я не могу сказать его родителям ничего хорошего — у него сплошные двойки, ему никогда не нагнать школьную программу. Вызывать его к доске без толку — он выйдет и будет мучительно молчать, глядя на носки старых ботинок. Англичанка его ненавидит. Зачем что-то говорить? Не имеет смысла. Как только я расскажу, как у Ивана все плохо, начнется мордобой. Отец пьян и агрессивен. Я говорю, что Иван молодец и очень старается. Все равно ничего не изменить, пусть хотя бы этого шестнадцатилетнего угрюмого викинга со светлыми кудрями не будут бить при мне. Мать вспыхивает радостью:
«Он же добрый у меня. Никто не верит, а он добрый. Он знаете, как за братьями-сестрами смотрит! Он и по хозяйству, и в тайгу сходить… Все говорят — учится плохо, а когда ему учиться-то? Вы садитесь, садитесь, я вам чаю налью», — она смахивает темной тряпкой крошки с табурета и кидается ставить грязный чайник на огонь.

Этот озлобленный молчаливый переросток может быть добрым? Я ссылаюсь на то, что вечереет, прощаюсь и выхожу на улицу. До моего дома двенадцать километров. Начало зимы. Темнеет рано, нужно дойти до темна.

  • — Светлана Юрьевна, Светлана Юрьевна, подождите! — Ванька бежит за мной по улице. — Как же вы одна-то? Темнеет же! Далеко же! — Матерь божья, заговорил. Я не помню, когда последний раз слышала его голос.
  • — Вань, иди домой, попутку поймаю.
  • — А если не поймаете? Обидит кто?
  • — «Обидит» и Дальний Восток вещи несовместимые. Здесь все всем помогают. Убить в бытовой ссоре могут. Обидеть подобранного зимой попутчика — нет. Довезут в сохранности, даже если не по пути.

Ванька идет рядом со мной километров шесть, пока не случается попутка. Мы говорим всю дорогу. Без него было бы страшно — снег вдоль дороги размечен звериными следами. С ним мне страшно не меньше — перед глазами стоят мутные глаза его отца. Ледяные глаза Ивана не стали теплее. Я говорю, потому что при звуках собственного голоса мне не так страшно идти рядом с ним по сумеркам в тайге.

Наутро на уроке географии кто-то огрызается на мое замечание.

«Язык придержи, — негромкий спокойный голос с задней парты. Мы все, замолчав от неожиданности, поворачиваемся в сторону Ивана. Он обводит холодным, угрюмым взглядом всех и говорит в сторону, глядя мне в глаза. — Язык придержи, я сказал, с учителем разговариваешь. Кто не понял, во дворе объясню».

У меня больше нет проблем с дисциплиной. Молчаливый Иван — непререкаемый авторитет в классе. После конфликтов и двусторонних мытарств мы с моими учениками как-то неожиданно умудрились выстроить отношения. Главное быть честной и относиться к ним с уважением. Мне легче, чем другим учителям: я веду у них географию. С одной стороны, предмет никому не нужен, знание географии не проверяет районо, с другой стороны, нет запущенности знаний. Они могут не знать, где находится Китай, но это не мешает им узнавать новое. И я больше не вызываю Ивана к доске. Он делает задания письменно. Я старательно не вижу, как ему передают записки с ответами.

Два раза в неделю до начала уроков политинформация. Они не отличают индийцев от индейцев и Воркуту от Воронежа. От безнадежности я плюю на передовицы и политику партии и два раза в неделю по утрам пересказываю им статьи из журнала «Вокруг света». Мы обсуждаем футуристические прогнозы и возможность существования снежного человека, я рассказываю, что русские и славяне не одно и то же, что письменность была до Кирилла и Мефодия. И про запад. Западом здесь называют центральную часть Советского Союза. Эта страна еще есть. В ней еще соседствуют космические программы и заборы, подпертые кривыми бревнами. Страны скоро не станет. Не станет леспромхоза и работы. Останутся дома-развалюхи, в поселок придет нищета и безнадежность. Но пока мы не знаем, что так будет.

Я знаю, что им никогда отсюда не вырваться, и вру им о том, что, если они захотят, они изменят свою жизнь. Можно уехать на запад? Можно. Если очень захотеть. Да, у них ничего не получится, но невозможно смириться с тем, что рождение в неправильном месте, в неправильной семье перекрыло моим открытым, отзывчивым, заброшенным ученикам все дороги. На всю жизнь. Без малейшего шанса что-то изменить. Поэтому я вдохновенно им вру о том, что главное — захотеть изменить.

Весной они набиваются ко мне в гости: «Вы у всех дома были, а к себе не зовете, нечестно». Первым, за два часа до назначенного времени приходит Лешка, плод залетной любви мамаши с неизвестным отцом. У Лешки тонкое породистое восточное лицо с высокими скулами и крупными темными глазами. Лешка не вовремя. Я делаю безе. Сын ходит по квартире с пылесосом. Лешка путается под ногами и пристает с вопросами:

  • — Это что?
  • — Миксер.
  • — Зачем?
  • — Взбивать белок.
  • — Баловство, можно вилкой сбить. Пылесос-то зачем покупали?
  • — Пол пылесосить.
  • — Пустая трата, и веником можно, — он тычет пальцем в фен. — А это зачем?
  • — Лешка, это фен! Волосы сушить!

Обалдевший Лешка захлебывается возмущением:

  • — Чего их сушить-то?! Они что, сами не высохнут?!
  • — Лешка! А прическу сделать?! Чтобы красиво было!
  • — Баловство это, Светлана Юрьевна! С жиру вы беситесь, деньги тратите! Пододеяльников, вон — полный балкон настирали! Порошок переводите!

В доме Лешки, как и в доме Ивана, нет пододеяльников. Баловство это, постельное белье. А миксер мамке надо купить, руки у нее устают.

Иван не придет. Они будут жалеть, что Иван не пришел, слопают без него домашний торт и прихватят для него безе. Потом найдут еще тысячу и один притянутый за уши повод, чтобы в очередной раз завалиться в гости, кто по одному, кто компанией. Все, кроме Ивана. Он так и не придет. Они будут без моих просьб ходить в садик за сыном, и я буду спокойна — пока с ним деревенская шпана, ничего не случится, они — лучшая для него защита. Ни до, ни после я не видела такого градуса преданности и взаимности от учеников. Иногда сына приводит из садика Иван. У них молчаливая взаимная симпатия.

На носу выпускные экзамены, я хожу хвостом за англичанкой — уговариваю не оставлять Ивана на второй год. Затяжной конфликт и взаимная страстная ненависть не оставляют Ваньке шансов выпуститься из школы. Елена колет Ваньку пьющими родителями и брошенными при живых родителях братьями-сестрами. Иван ее люто ненавидит, хамит. Я уговорила всех предметников не оставлять Ваньку на второй год. Елена несгибаема, ее бесит волчонок-переросток, от которого пахнет затхлой квартирой. Уговорить Ваньку извиниться перед Еленой тоже не получается:

  • — Я перед этой с*кой извиняться не буду! Пусть она про моих родителей не говорит, я ей тогда отвечать не буду!
  • — Вань, нельзя так говорить про учителя, — Иван молча поднимает на меня тяжелые глаза, я замолкаю и снова иду уговаривать Елену:
  • — Елена Сергеевна, его, конечно же, нужно оставлять на второй год, но английский он все равно не выучит, а вам придется его терпеть еще год. Он будет сидеть с теми, кто на три года моложе, и будет еще злее.

Перспектива терпеть Ваньку еще год оказывается решающим фактором, Елена обвиняет меня в зарабатывании дешевого авторитета у учеников и соглашается нарисовать Ваньке годовую тройку.

Мы принимаем у них экзамены по русскому языку. Всему классу выдали одинаковые ручки. После того как сданы сочинения, мы проверяем работы с двумя ручками в руках. Одна с синей пастой, другая с красной. Чтобы сочинение потянуло на тройку, нужно исправить чертову тучу ошибок, после этого можно браться за красную пасту. Один из парней умудрился протащить на экзамен перьевую ручку. Экзамен не сдан — мы не смогли найти в деревне чернил такого же цвета. Я рада, что это не Иван.

Им объявляют результаты экзамена. Они горды. Все говорили, что мы не сдадим русский, а мы сдали! Вы сдали. Молодцы! Я в вас верю. Я выполнила свое обещание — выдержала год. В сентябре мне дадут первый класс. Те из моих, кто пришел учиться в девятый, во время линейки отдадут мне все свои букеты.

Начало девяностых. Первое сентября. Я живу уже не в той стране, в которой родилась. Моей страны больше нет.

  • — Светлана Юрьевна, здравствуйте! — меня окликает ухоженный молодой мужчина. — Вы меня узнали?

Я лихорадочно перебираю в памяти, чей это отец, но не могу вспомнить его ребенка:

  • — Конечно узнала, — может быть, по ходу разговора отпустит память.
  • — А я вот сестренку привел. Помните, когда вы к нам приходили, она со мной на кровати сидела?
  • — Ванька! Это ты?!
  • — Я, Светлана Юрьевна! Вы меня не узнали, — в голосе обида и укор. Волчонок-переросток, как тебя узнать? Ты совсем другой.
  • — Я техникум закончил, работаю в Хабаровске, коплю на квартиру. Как куплю, заберу всех своих.

Он вошел в девяностые как горячий нож в масло — у него была отличная практика выживания и тяжелый холодный взгляд. Через пару лет он действительно купит большую квартиру, женится, заберет сестер и братьев и разорвет отношения с родителями. Лешка сопьется и сгинет к началу двухтысячных. Несколько человек закончат институты. Кто-то переберется в Москву.

  • — Вы изменили наши жизни.
  • — Как?
  • — Вы много всего рассказывали. У вас были красивые платья. Девчонки всегда ждали, в каком платье вы придете. Нам хотелось жить как вы.

Как я. Когда они хотели жить как я, я жила в одном из трех домов убитого военного городка рядом с поселком леспромхоза. У меня был миксер, фен, пылесос, постельное белье и журналы «Вокруг света». Красивые платья я шила вечерами на подаренной бабушками на свадьбу машинке.

Ключом, открывающим наглухо закрытые двери, могут оказаться фен и красивые платья. Если очень захотеть».

Автор Светлана Комарова

8 трав с мощным антивирусным эффектом

Воспаление – это уникальная реакция организма на любой неблагоприятный фактор или внешний раздражитель. Действие воспалительного процесса направлено на уничтожение повреждающей причины и восстановление нормальной работы организма.

8 трав с мощным антивирусным эффектом

Факторы, которые вызывают воспалительную реакцию, могут быть как внутренними, так и внешними – иметь вирусное, бактериальное происхождение или вызываться продуктами их жизнедеятельности. Поэтому, все лечебные процедуры начинаются с диагностики, когда точно устанавливается болезнетворный возбудитель и назначается борьба с патогеном, который вызвал это нарушение.

Диагностическими исследованиями и назначением терапии, должны заниматься только медицинские специалисты, потому что многие заболевания обладают настолько схожими симптомами, что отличить их можно только по косвенным признакам или по некоторым анализам, а лечение будет совершенно разным. В помощь медикаментозной терапии, в составе комплексного лечения, часто врачи назначают фитопрепараты.

Фитолечение, в составе других оздоровительных процедур, таких как диетическое питание, ЛФК, физиотерапевтические мероприятия, значительно ускорит выздоровление и восстановит организм после болезни.

Борьба с вирусными заболеваниями

Вирусные возбудители являются самыми распространенными причинами сезонных воспалительных заболеваний. Проявляться они могут по-разному, наиболее часто – повышением температуры, болями различной интенсивности и локализации, отечностью, кожными высыпаниями, слабостью и так далее, в зависимости от возбудителя. Снизить воспалительный процесс помогут лекарственные травы.

Аир обыкновенный

Корни этого растения эффективно применяют при лечении гриппозных проявлений, заболеваний верхних и нижних дыхательных путей, пищеварительного тракта, опорно-двигательного аппарата. В состав растения входят эфирные масла, которые содержат фитонциды – элементы, которые подавляют деятельность болезнетворных микроорганизмов. Кроме этого, в аире имеются дубильные и крахмалистые вещества, витамин С и различные смолы. Корни растения часто добавляют в лечебные сборы, их используют в качестве отваров, настоев, присыпок.

8 трав с мощным антивирусным эффектом

Мелисса лекарственная

Эта трава обладает высоким антисептическим, спазмолитическим и спастическим эффектом. Поэтому, постоянно используется при воспалительных процессах дыхательных путей и заболеваниях органов пищеварения. Эфирные масла мелиссы обладают атиоксидантными и противовоспалительными свойствами, обеспечивают бактериостатический и противовирусный эффект. Мелисса содержит дубящие вещества, горечи, соли минералов и редкие кислоты, которые оказывают мощное оздоровительное воздействие.

Душица обыкновенная

Эта трава также известна как специя Орегано. Ее назначают в комплексной терапии при заболеваниях пищеварительного тракта, воспалительных процессах в полости рта, нижних дыхательных путей, гинекологических нарушениях. Этот многолетник содержит огромное количество эфиров – до 1,2% и флавоноидов, что способствует активной выработке лейкоцитов, защищающих от болезнетворных патогенов, активизирует иммунитет. Кроме этого, в Орегано содержится аскорбиновая кислота, калий и кальций, необходимые организму.

Листья эвкалипта

В составе этого растения входит цинеол – натуральное антисептическое вещество, которое обладает мощным противовирусным воздействием. Настои и отвары листьев эвкалипта применяют как противовоспалительное, болеутоляющее и иммуномодулирующее средство. Его успешно используют для лечения стоматита, отитов, вирусных инфекций, заболеваний кишечной, мочеполовой  и пищеварительной системы.

Противовоспалительные растения

Траволечение оказывает серьезный эффект в лечение воспалительных заболеваний. Природные компоненты снижают воспалительные процессы, улучшают регенерацию клеток, снимают спазмы и болевые ощущения, оказывают положительное воздействие на общее самочувствие. При лечение следует знать, что растительные компоненты воздействуют мягко, постепенно. Они обладают накопительным эффектом, который продолжится и будет действовать еще в течение довольно долгого времени.

Шалфей лекарственный

Трава оказывает серьезный противовоспалительный и противомикробный эффект. В ее составе имеется большое количество алкалоидов, флавоноидов, дубильных веществ. Шалфей богат полезными микроэлементами и кислотами. Природные вещества листьев шалфея имеют вяжущие, фитонцидные, дезинфицирующие свойства. Поэтому, отвары и настои часто применяют как примочки, полоскания и ингаляции при различных проявлениях заболеваний.

8 трав с мощным антивирусным эффектом

Ромашка аптечная или лекарственная

В отличие от садового, лекарственные виды растения имеют универсальное воздействие на весь организм. Его широко применяют при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, мочеполовой и нервной системы. Можно сказать, что ромашку рекомендуется назначать при любом заболевании. Это объясняется тем, что в ромашке основным биологически активным веществом является азулен. Он способствует улучшению защитных функций лейкоцитов, ускорению восстановительных процессов, дает успокоительный эффект. А большое количество флавоноидов обеспечивает противомикробное воздействие. В лечение могут использоваться любые части растения, как настои для питья или ингаляций, отвары для полосканий, ванночек для наружного применения или клизм.

Тимьян или чабрец (чебрец)

Это растение является источником уникального эфирного масла, богатого тимолом, карвакролом и борнеолом. Оно оказывает мощный эффект при воспалениях любого происхождения. Чаще всего, его назначают при сильном кашле, респираторных заболеваниях, бронхитах, артритах. Флавоноиды, которые содержатся в чабреце, помогают откашливанию, смягчают воспаление, уменьшают боли. Компоненты тимьяна стимулируют иммунные процессы, улучшают клеточный метаболизм.

Эхинацея пурпурная

Это растение имеет огромное количество самых красивых названий, таких как цветок прерий или вечернее солнце, и такое же количество полезных свойств. Оно обладает самым мощным иммудомодулирующим воздействием на все клетки и ткани нашего организма. Эхинацея стимулирует защитные силы организма, увеличивает выработку лейкоцитов и повышает их активность. Его прием оказывает мощное профилактическое воздействие на организм, повышает его сопротивляемость болезнетворным бактериям и вирусам.

Фенольные соединения и дубильные вещества, которые содержатся в растении, оказывают антимикробное, жаропонижающее и обезболивающее действие. Гликопротеины, сапонины, биометаллы и витамины – оказывают противовирусный и иммуностимулирующий эффект. Эхинацею могут назначать при заболеваниях как для перорального употребления, так и в виде ванночек, примочек и присыпок.

источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх